webremont  12.12.2010 21:11:33

webremont

Терминология
 
Лакокрасочным материалом (ЛКМ) называют субстанцию — жидкость или порошок, которая путём технологических операций может быть превращена на поверхности твёрдого тела в прилипающую к нему твёрдую плёнку. Такую плёнку называют лакокрасочным покрытием (ЛКП), а твёрдое тело — субстратом или подложкой. Назначение лакокрасочных материалов — предохранять части зданий и сооружений от разрушений и придать строительным конструкциям определенную декоративность. Нередко лакокрасочные материалы служат для улучшения санитарно-гигиенических качеств помещений. В зависимости от условий эксплуатации и применения лакокрасочные покрытия подразделяются на следующие основные группы: стойкие внутри помещения, атмосферостойкие, водостойкие, огнестойкие, устойчивые к действию химических реагентов и т. д.
 
Плёнкообразователь (связующее) — основной компонент любого ЛКМ, вещество, способное на поверхности твёрдого тела образовывать хорошо прилипающую к нему и достаточно твёрдую плёнку. От свойств связующих в значительной мере зависит удобонаносимость малярных составов, скорость отвердевания, прочность и долговечность образовавшейся пленки. Связующие представляют собой или обработанные растительные масла (олифы), или синтетические высокомолекулярные соединения (синтетические и природные смолы и некоторые другие полмеры и сополимеры), а также неорганические вяжущие — известь, цемент, жидкое стекло и клей из природного сырья — животный клей, казеиновый клей и т. п.
 
Окрашивающий агент — вещество, придающее покрытию заданный цвет. Окрашивающие агенты разделяют на две группы:
 
  • красители — это органические синтетические, окрашенные вещества, которые растворяются в плёнкообразователе и окрашивают его. При этом они не лишают покрытие прозрачности. Красители вводят, как правило, лишь в лаки.
  •  
  • пигменты — тонкодисперсионные, нерастворимые в растворителях порошки ярко окрашенных природных или синтетических веществ, которые при введении в плёнкообразователь окрашивают его и лишают прозрачности. Подавляющее большинство ЛКМ окрашиваются именно пигментами. Пигменты вводят в лакокрасочные материалы для придания покрытиям цвета и укрывистости, а также для улучшения их физико-математических и противокоррозийных свойств.
 
Растворитель — обычно органическая летучая жидкость, предназначенная для растворения плёнкообразователя и пластификаторов и доведения их растворов до рабочей вязкости.
 
Разбавитель — жидкость, самостоятельно не растворяющая плёнкообразователь и применяемая для разжижения готовых лакокрасочных материалов.
 
Наполнитель — инертное минеральное вещество, вводимое в ЛКМ для увеличения сухого остатка и снижения потребности в более дорогом компоненте — пигменте. В качестве наполнителей применяют тонко измельченные порошки горных пород и недорогих пигментов белого цвета (мел, тальк, каолин, аморфные формы кремнезёма, шпат, стекло).
 
Сиккатив — ускоритель (катализатор) полимеризации плёнкообразователя. В качестве сиккативов используют соли металлов переменной валентности (марганец, кобальт, свинец) и некоторые органические кислоты (синтетические жирные, нафтеновые и смоляные).
 
Пластификатор — жидкость с температурой кипения 200 °С и выше. Пластификаторы вводят в состав полимеров и плёнкообразователей для придания им эластичных свойств и понижения температуры, при которой данный полимер приобретает хрупкость. Введение пластификаторов увеличивает прочность на удар и обеспечивает большее удлинение при разрыве, но снижает твёрдость материала и его прочность на растяжение. Пластификаторами являются многие невысыхающие или медленно высыхающие жидкости: кетоны, масла и др. Пластификаторы часто используются в материалах на нитроцеллюлозной основе. Пластификаторы обычно вводят в количестве 20-50 % от массы пленкообразующего вещества.
 
Классификация
 
Все лакокрасочные материалы можно разделить следующим образом:
 
  • лаки и политуры;
  •  
  • краски;
  •  
  • эмали;
  • грунтовки;
  •  
  • шпатлёвки;
  •  
  • порошковые красители. 
Лак — раствор вещества, способного на поверхности субстрата после испарения растворителя образовывать прозрачное однородное покрытие. Такой способностью обладают некоторые полимеры, их называют плёнкообразователями, или плёнкообразующими, или связующими. Для большинства полимеров растворителем служат органические жидкости, в редких случаях для некоторых — вода.
 
Политура — раствор небольшого количества смолы (шеллака) в техническом спирте; политурой обрабатывают покрытую лаком поверхность (полируют) для придания ей прочности и блеска.
 
Краска — суспензия твёрдых частиц в олифе, в водной дисперсии синтетических полимеров или в природном полимере. В результате потери летучих компонентов или химических реакций краска, нанесённая на твёрдую поверхность тонким слоем, превращается в непрозрачное покрытие, как правило, без блеска.
 
Эмаль — отличается от краски тем, что эмаль представляет собой суспензию наполнителей и пигментов в растворе синтетического или искусственного полимера. Покрытие, образованное эмалью, блестит и, как правило, значительно твёрже покрытия из краски.
 
Порошковая краска — композиция, составленная из порошкообразных плёнкообразователей, пигмента, наполнителя. Покрытие образуется путем нанесения порошка на поверхность с последующим расплавом и охлаждением.
 
Грунтовка — краска или эмаль, способная образовывать покрытие с особо адгезионной прочностью. Грунтовка предназначена для формирования первого слоя в многослойном лакокрасочном покрытии. К покрытию из грунтовки лакокрасочные материалы прилипают лучше, чем к субстрату. Покрытие, образовавшееся из грунтовки, называют грунтом.
 
Шпатлёвка — густая, вязкая композиция, предназначенная для заполнения неровностей и сглаживания окрашиваемых поверхностей; состоит из тех же компонентов, что и краска или эмаль, но с другим соотношением. Шпатлёвку можно наносить на поверхность "за один проход" более толстым слоем, чем другие лакокрасочные материалы. Покрытие из шпатлёвки легче отшлифовать, загладить, чем покрытие из красок или эмалей. Обеспечивается эта способность введением мягких наполнителей.
Основные свойства ЛКМ
 
 
Основные свойства ЛКМ
 
Условная вязкость материала. При нанесении лакокрасочного покрытия на поверхность большое значение имеет его вязкость. Чем меньше вязкость, тем легче наносить краску пульверизатором, но в то же время, чем выше вязкость, тем больше можно ее развести. Условную вязкость определяют вискозиметром. Условной вязкостью лакокрасочных материалов называют время непрерывного истечения в секундах определенного объема материала через калиброванное сопло.
 
Укрывистость. Важнейшим технологическим показателем является укрывистость лакокрасочного материала, характеризующая расход лакокрасочного материала на 1 кв. м окрашиваемой поверхности. Значение этого показателя определяет равномерность нанесения слоя лакокрасочного материала, что обуславливает его экономическую эффективность. Укрывистость зависит от оптических свойств пигмента, его дисперсности и объемной концентрации в связующем, а также степени дисперсности лакокрасочного материала. Существенное влияние на укрывистость оказывают также химический состав и цвет пленкообразующего, физико-химические свойства связующего, тип растворителя и др. Однако главным образом укрывистость обусловлена оптическими явлениями, протекающими в пленке.
 
 
 
 
 
Степень перетира. Чем тоньше растерта краска, тем больше ее укрывистость, тем легче работать с механизмами, т. к. крупные частицы в окрасочном составе могут засорить выходные отверстия форсунки. Однако для фасадных работ годится и грубый перетир, а для грунтовки степень перетира и вовсе не важна.
 
Время и степень высыхания материала. За время высыхания принимают время, в течение которого нанесенный на пластину слой материала определенной толщины достигает необходимой степени высыхания при заданных условиях сушки.
 
Степень высыхания. Характеризует состояние поверхности материала при определенной продолжительности и температуре сушки в стандартных условиях испытания.
 
Высыхание от пыли — момент, когда на окрашиваемой поверхности образуется тончайшая поверхностная пленка.
 
Практическое высыхание — пленка утрачивает липкость. После этого изделие с лакокрасочным покрытием может подвергаться дальнейшим операциям.
 
Полное высыхание — окончательное формирование пленки на поверхности.
 
Термостойкость — предельно допустимая температура, при которой покрытие сохраняет способность выполнять свои функции в течение определенного времени.
 
Водостойкость — способность лакокрасочного покрытия выдерживать без изменения воздействие пресной или морской воды.
 
Атмосферостойкость — способность лакокрасочного покрытия сохранять в течение продолжительного времени свои защитные и декоративные свойства в атмосферных условиях. Количественно атмосферостойкость выражают сроком службы лакокрасочного покрытия — в месяцах, годах, определяемых степенью потери его защитных и декоративных свойств под влиянием разрушений, вызванных атмосферным воздействием. Срок службы зависит от климатических и специфических условий местности. К видам разрушений относятся потеря блеска, изменение цвета, белесоватость и грязеудержание.
 
Морозостойкость — способность лакокрасочного материала сохранять свои физико-механические свойства после нескольких циклов замораживания-оттаивания.
 
 
Механические свойства покрытий
 
Механические свойства покрытий во многом определяют уровень защитных свойств, а также в значительной степени влияют на декоративные функции покрытий в течение срока эксплуатации. К механическим свойствам покрытий относятся твердость, гибкость, прочность на удар, адгезия.
 
Твердость — сопротивление, оказываемое покрытием при проникновении в него другого тела. Твердость пленки — одно из важнейших механических свойств лакокрасочного покрытия, характеризующее частично степень высыхания, а в основном прочность поверхности. Очень высокая твердость ведет к скалыванию и отслаиванию, а низкая — к долгому и мучительному высыханию.
 
Изгиб покрытия косвенно характеризует его эластичность, т. е. свойство, обратное хрупкости. Сущность метода заключается в определении минимального диаметра стержня, при изгибании на котором окрашенной металлической пластинки не происходит разрушения лакокрасочного покрытия.
 
Адгезия — способность лакокрасочных покрытий к прилипанию или прочному сцеплению с окрашиваемой поверхностью. От величины адгезии зависят механические и защитные свойства покрытий.
 
 
Лаки
 
Лаки, как и краски, являются чрезвычайно разнообразными по области применения и материалу.
 
Лаки принято различать в соответствии с материалом обрабатываемой поверхности (дерево, металл или минеральная основа).
 
Другой основой для классификации является количество компонентов, входящих в структуру лака. В последнее время подавляющее большинство лаков являются однокомпонентными, хотя встречаются и специальные виды, отверждение которых происходит при смешивании двух и более составляющих, хранящихся в разных емкостях. Материалы, имеющие больше двух компонентов, в быту не используются. А двухкомпонентные отечественные паркетные лаки с кислотным отверждением многие из нас применяли неоднократно.
 
Безусловно, существенно сложнее оказывается классификация по материалу основы. Немаловажный параметр любого лакокрасочного материала — экологичность. В этом отношении выделяются лаки на водной основе — они без токсичных веществ и практически без запаха. Почти все материалы с органическими растворителями сильно пахнут, и поэтому требуется проветривать помещение во время работы. Общей тенденцией последних лет является разработка и максимально широкое использование не содержащих органических растворителей лаков, что делает их пожаро- и взрывобезопасными и позволяет работать с ними без средств защиты органов дыхания.
 
 
 
Важным фактором при выборе лака является место (объект) их применения. Здесь можно выделить четыре большие группы. В первую входят паркетные лаки. В последние годы для отделки полов вместо двухкомпонентных используют однокомпонентные алкидно-полиуретановые и акрилатно-полиуретановые лаки, которыми покрывают двери, мебель и другие деревянные изделия. Вторая группа — это так называемые лодочные лаки. Их отличает очень высокая прочность и устойчивость к атмосферным воздействиям, поэтому они также применяются для отделки садовой мебели и прочих изделий из дерева, находящихся вне помещений и подвергающихся воздействию солнечных лучей, дождя и снега, жары и холода. Самой многочисленной является группа лаков для декоративно-защитной отделки различных деревянных поверхностей внутри и вне помещений. И особую группу составляют мебельные лаки.
 
Большинство современных лаков используются для самых разных целей: паркетные, например, для отделки дверей, панелей и других декоративных элементов из дерева, лодочные — для покрытия полов.
 
По типу блеска лаки можно разделить на высокоглянцевый, глянцевый, полуглянцевый, матовый или полуматовый. Глянцевый — это блестящий, матовый — напротив, не имеющий блеска, глянца, а полуматовый или полуглянцевый — это нечто промежуточное. Блеск покрытия (ГОСТ 869-69) характеризуется изменением яркости светового потока, отраженного от поверхности, которое измеряется в процентах с помощью особого прибора. Для глянцевых лаков степень блеска составляет примерно 80-90 %, полуглянцевых — 40-50 %, полуматовых — 10-15 %.
 
 
 
И в заключение несколько слов о способах лакировки. Точно так же, как и большинство красок, лаки можно наносить кистью, валиком или посредством распыления. В последнее время вместо кисти или валика используются специальные лаковые щетки. Кроме того, есть еще три способа (при покрытии красками они применяются редко) нанесения лака, два из которых называются окунание и налив. При использовании этих методов лак на поверхность выливает специальная лаконаливная машина. Третий, необычный способ лакировки с помощью широкого металлического шпателя (ракеля) достаточно широко применяется при ремонтных работах, правда, в основном профессионалами, при покрытии больших и гладких плоских поверхностей. Слой оказывается очень ровным и тонким, не возникают потеки, утолщения и дефекты, которые неизбежно образуются при работе валиком или кистью. А благодаря малой толщине слоя расход лака снижается в 3-3,5 раза.
 
Для получения качественного покрытия наносят два или три слоя лака на сухую, предварительно выровненную, очищенную от пыли, грязи, старого лака и жирных пятен поверхность. При этом промежуточный слой обычно шлифуют абразивной шкуркой зернистостью Р120-Р150 (это нужно в первую очередь не для выравнивания поверхности, а для создания лучшего сцепления со следующим слоем) и тщательно удаляют пыль. Если лак наносят на старое покрытие, то его шлифуют и удаляют отстающие и шелушащиеся участки. Выравнивают поверхность шпаклевкой подходящего цвета.
 
Подавляющее большинство однокомпонентных лаков не требуется разбавлять перед лакировкой. Если вы хотите предварительно загрунтовать поверхность лаком, то в этом случае его необходимо разбавить на 10-25 %. Ряд фирм предлагают использовать специальные быстросохнущие грунтовочные лаки. Благодаря повышенному содержанию нелетучих веществ они могут заполнять мелкие трещины, что является достоинством таких лаков. Кроме того, при их использовании в 1,5-2 раза снижается расход лака при нанесении первого слоя.
 
Для того чтобы избежать выцветания, появления синевы (с течением времени) и прочих дефектов, при нанесении лака непосредственно на древесину рекомендуется предварительно пропитать ее антисептиком или специальными средствами защиты дерева.
 
Общие рекомендации
 
  • Для защиты полов, подвергающихся большой нагрузке, лучше использовать лаки на основе полиуретанов, обладающие повышенной износостойкостью по сравнению с акрилатными и алкидными.
  •  
  • Каждый дополнительный слой лака способствует устойчивости покрытия к атмосферным воздействиям.
  •  
  • Лучше нанести два тонких слоя, чем один толстый.
  •  
  • Для заделки щели в деревянном полу вместо шпатлевки используют смесь лака с опилками.
  •  
  • Большинство растворов двухкомпонентных материалов токсично, они могут содержать карбомидформальдегидную смолу, обладают резким запахом. При работе с ними следует пользоваться резиновыми перчатками, респиратором, очками и необходимо хорошо проветривать помещение.
 
 
Грунтовка
 
Алкидная грунтовка
 
Это одна из лучших грунтовок под краску для необработанного дерева ("вспучивает" структуру дерева) — в результате получается идеальная поверхность для последующего нанесения большинства отделочных покрытий. Часто используют сильно пигментированную алкидную грунтовку, которая создает полуматовую пленку и усиливает глубину верхнего цвета. Сохнет такая грунтовка, как правило, за 12-16 часов.
 
Единственное существенное ограничение — такими грунтовками не стоит покрывать штукатурные и гипсовые поверхности, поскольку алкид вызывает на них ворсистость.
 
Акриловая (эмульсионная) грунтовка
 
Как и акриловые краски, такая грунтовка применима практически для всех поверхностей (по свежей и старой штукатурке, цементу, бетону, асбесту, дереву, ДВП и ДСП, кирпичу). Обладает привлекательными потребительскими свойствами: практически не пахнет, сохнет за 2-4 часа, разбавляется водой. Не рекомендуется такую грунтовку использовать как защитное покрытие для черных металлов, поскольку она не защищает от коррозии (со временем на них могут проступить ржавые пятна).
 
Эпоксидная и полиуретановая грунтовка
 
Как правило, это разбавленные специальным растворителем эпоксидные и полиуретановые отделочные краски. У каждого производителя в таких случаях есть собственный рецепт приготовления из них грунтовочных составов (используются собственные растворители).
 
Шеллаковая грунтовка для дерева
 
В первую очередь предназначена для изоляции сучков на срезах деревьев, на которых выступает смола. Может также использоваться как изолятор для растворимых в воде морилок.
 
Основа такой грунтовки — млечный сок насекомых, разбавленный в метиловом спирте.
 
Грунтовка для металла
 
Основное предназначение этих составов — защита металлов от преждевременной коррозии. Причем для разных металлов используются и соответствующие грунтовки. Так, для алюминия применяются специальные грунтовки на цинковой основе либо уретановые краски, которые защищают его от покрытия "оспинами". Лучшей антикоррозийной грунтовкой для стали и других черных металлов является алкидная грунтовка с содержанием цинка. Причем различают несколько ее разновидностей: на фосфате цинка — лучшая антикоррозийная грунтовка под алкидные отделочные краски; на хромате цинка — используется для тех же целей, но имеет более широкий спектр применения (подходит для конструкций, включающих в себя и деревянные элементы).
 
Медь, латунь и бронзу обычно не красят — в большинстве случаев такие материалы появляются в продаже с уже заводской обработкой. Если же их защитное покрытие неожиданно начало "слезать", то его лучше полностью удалить уайт-спиритом. Затем для сохранения естественно цвета отполировать и покрыть эпоксидными или полиуретановыми лаками.
 
 
Олифа
 
Олифы представляют собой продукты переработки растительных масел, жиров и органических веществ. Применяются для изготовления и разведения красок и грунтования окрашиваемой поверхности. Лучшими олифами считаются натуральная, глифталевая и пентафталевая. Олифы различных сортов можно смешивать, но качество смешанной олифы будет таким же, как у худшей олифы.
 

!

Практически все олифы (кроме натуральной) являются пожаро- и взрывоопасным материалами, поскольку содержат быстровоспламеняющиеся растворители.

 
Природные олифы
 
Собственно олифой называют вещество, получаемое из различных видов растительных масел — льняного, тунгового, подсолнечного и др. На растительных маслах (без добавления синтетических плёнкообразователей) изготавливают два вида олифы: натуральную и оксоль.
 
Олифа натуральная (ГОСТ 7931-76). Получают из льняного или конопляного масел путём нагревания высыхающих масел с окисями металлов (сиккативами) или путём оксидации, то есть продуванием воздуха через масло. В качестве сиккативов используют кобальтовые, марганцевые или свинцовые соли кислот. Натуральные олифы — высококачественный плёнкообразующий материал, дающий атмосферостойкие покрытия. Применяются для изготовления масляных красок любого предназначения.
 
Гарантийный срок хранения — 24 месяца.
 
Олифа оксоль (ГОСТ 190-78*). Представляет собой раствор оксидированного сгущенного растительного масла и сиккатива в бензине-растворителе (уайт-спирите). В зависимости от используемого сырья олифу оксоль изготавливают следующих марок:
  • В — из льняного или конопляного масел. Предназначается для приготовления масляных красок, применяемых для наружных и внутренних работ, за исключением окраски пола;
  • ПВ — из подсолнечного, соевого, сафлорового, кукурузного, виноградного или рыжикового масел. Предназначается для приготовления масляных красок, применяемых для внутренних работ, за исключением окраски пола, а также для грунтовок и шпатлёвок.
 
В отличие от натуральной олифы, покрытие приготовленное на олифе оксоль быстрее сохнет, но получается более хрупким и менее долговечным. На практике олифы оксоль можно отличить от натуральных олиф по сильному запаху растворителя. Примерный состав олифы оксоль: масло — 50 %, сиккатив — 3 %, уайт-спирит — 47 %.
 
Гарантийный срок хранения — 12 месяцев.
 
 
Синтетические олифы
 
Синтетические вещества, по внешнему виду похожие на олифу и предназначенные для тех же целей традиционно называют олифами, хотя изготавливаются они из нефти, сланцевых масел, смол с растворителями, отходов производства синтетического каучука. Свойства их хуже, чем у "природных" олиф: они темнее, высыхают медленнее, отличаются низкой влагостойкостью и слабой плёнкой (за исключением пентафталевых и глифталевых олиф).
 
Олифа полидиеновая. Состоит из полидиена, глицеринового эфира канифоли, свинцово-марганцевого плавленого сиккатива и бензина-растворителя. Возможно добавление некондиционного окисленного растительного масла.
 
Олифа олигодивинилстирольная. Продукт, получаемый в результате соолигомеризации стиролов, растворённый в бензине, сольвенте или ксилоле.
 
Синтетические олифы предназначены, в основном, для разбавления тёмных красок, приготовления шпатлёвок и грунтования металлических, деревянных или оштукатуренных поверхностей внутри помещения.
 
® Среди синтетических олиф исключением считаются глифталевые и пентафталевые олифы, которые получают как продукты совместной переработки соответствующих смол и натуральных олиф. Они представляют собой 50 %-ные растворы глифталевой смолы средней жирности или жирной пентафталевой смолы в уайт-спирите с добавлением сиккатива. Покрытия, образуемые красками, приготовленными на этих олифах, по прочности превосходят покрытия, приготовленные на природных олифах.
 
 
Комбинированные олифы
 
Комбинированные олифы представляют собой смесь растительных масел с синтетическими олифами. Предназначены для приготовления готовых к применению и густотёртых масляных красок, а также для грунтования различных материалов.
 
В зависимости от исходного сырья комбинированные олифы изготавливаются следующих марок:
  • К-2 из смеси полувысыхающих и высыхающих масел;
  • К-3 из высыхающих масел;
  • К-4 из полувысыхающих масел;
  • К-5 из смеси полувысыхающих или высыхающих масел с тунговым или ойтисиковым;
  • К-12 из малеинизированных полувысыхающих масел.
 
Олифы К-2, К-4 и К-12, а также краски, приготовленные на их основе, могут быть использованы только для внутренних работ, олифы К-3 и К-5 и краски на их основе — как внутри помещений, так и снаружи.
 
Композиционные олифы
 
Композиционные олифы — это раствор оксидированного растительного масла в бензине, к которому добавлен канифольный лак КФ-287. При изготовлении олифы допускается замена подсолнечного масла (не более 5 %) маслами горчичным, касторовым, косточковым, кукурузным, рапсовым, рыжиковым, хлопковым.
 
Олифа масляно-каучуковая. Раствор синтетических каучуков, модифицированных растительными или талловыми маслами. В зависимости от сырья олифу изготавливают двух марок:
  • МК-1 — предназначена для масляно-каучуковых красок, которыми можно окрашивать различные поверхности как внутри помещения, так и снаружи, а также для грунтования.
  • МК-2 — для внутренних работ и для грунтования.
 
Растворителями для этих олиф и красок на их основе являются бензин, скипидар, сольвент.
 
 
 
Растворители и разбавители
 
 
Одни и те же жидкости могут быть разбавителями для одних и растворителями для других плёнкообразователей. Универсальных растворителей и разбавителей для всех составов красок не существует. Практически разбавители есть только для масляных, глифталевых и пентафталевых ЛКМ. Растворители же существуют для всех связующих.
 
В качестве растворителей для ЛКМ применяют продукты, принадлежащие к следующим классам:
  • нефтяные углеводороды (бензин, керосин, уайт-спирит) — хорошо растворяют масла и многие смолы;
  • ароматические углеводоролы (бензол, толуол, ксилол, сольвент) — хорошо растворяют многие масла, естественные и синтетические смолы;
  • спирты (этиловый, бутиловый, метиловый) — применяют для растворения шеллака, сандарака и некоторых других смол, используемых для приготовления спиртовых лаков; в качестве разбавителей, коллоксилина в нитролаках и нитроэмалях;
  • сложные эфиры уксусной кислоты (этилацетат, бутилацетат, метилацетат) — хорошие растворители коллоксилина; применяются во всех ЛКМ, в которых используется нитроцеллюлоза;
  • простые эфиры (этилцеллозольв) — растворяют коллоксилин, глифталевые и другие смолы;
  • кетоны (ацетон, циклогексанол) хорошо растворяют нитроцеллюлозу, многие смолы, масла и жиры;
  • хлорированные углеводороды (дихлорэтан, трихлорэтилен) хорошие растворители масел и многих смол. Сильнотоксичны, но малогорючи.
 
!
Большинство растворителей огне- и взрывоопасны. Значительная часть растворителей ядовита и оказывает влияние на человеческий организм при вдыхании их паров и попадании на кожу
 
Наиболее употребительные растворители
 
Скипидар — растворитель органического происхождения, продукт обработки смолы хвойных деревьев. Пригоден для применения в масляных (МА), глифталевых (ГФ), пентафталевых (ПФ) и меламиновых (МЛ) красках для внутренней отделки. В состав комплексных растворителей не входит.
 
Сольвент — продукт переработки нефти или каменного угля. Прозрачная жидкость, растворитель высокой активности. Растворяет масляные (МА) и битумные краски (БТ), каучук (КЧ), хлорвиниловые (ХВ) краски, а в составах комплексных растворителей — большую часть лаковых красок, исключая нитросоставы. По свойствам с сольвентом сходны бензол, толуол, ксилол. Сольвент токсичен.
 
Уайт-спирит — фракция бензина прямой перегонки с малой летучестью. Растворяющие свойства хуже, чем у скипидара. Широко применяется в комплексных растворителях, для разбавления масляных красок (МА). С этой же целью можно применять обычные технические бензины, но из-за большой летучести их применение ограничено.
 
Ацетон и растворители, входящие с ним в одну группу (кетоны), растворяют практически все ЛКМ. Применение ацетона ограничивает его большая летучесть. Меньшей летучестью обладают технический ацетон, метилэтилгексагон, циклогексагон и др. Все они применяются в составе большинства комплексных растворителей.
 
 
Комплексные растворители
 
Обозначения растворителей не содержат информации об их свойствах; названия растворяемых материалов приводится на таре производителя.
 
 Обозначение растворителя

Растворяемые материалы 645

 
НЦ 
646
НЦ, ЭП, МС, МЧ
647
НЦ, АК
648
НЦ, ЭП, КО, ХВ, АК, ГФ
649
НЦ, ГФ
650
НЦ, ГФ
Р-4
ХС, ХВ, ЭП
Р-5
ХВ, ДС, ДК, ЭП, КЧ, КО
Р-6
(разбавитель) ВЛ, ХВ, ЭП
Р-7
(лак) ВЛ
Р-12
ХВ
Р-14
ЭП
 
Выбор типа краски и ее цвета
 
 
В первую очередь необходимо определиться, какое покрытие вам наиболее подходит — глянцевое или матовое. От правильного выбора будет зависеть не только эстетичность готовой поверхности, но и срок службы лакокрасочного покрытия. К тому же, различная степень блеска позволяет создавать всевозможные визуальные эффекты. Так, глянцевые краски имеют очень высокую светоотражающую способность. Их устойчивость к появлению пятен, легкость в уходе по сравнению с другими поверхностями, безусловно, являются существенными плюсами, однако есть и минусы: повышенное светоотражение выявляет все недостатки окрашиваемой поверхности: вмятины, неровности и шероховатости. Поэтому, если таковые имеются, более разумно воспользоваться матовой краской, свойства которой прямо противоположны глянцевой. Визуально она сделает поверхность более однородной и гладкой, хотя очистить от грязи ее будет намного труднее, ведь матовые покрытия имеют пористую структуру.
 
Следующий этап — выбор цвета. Здесь все зависит от ваших личных пристрастий. Вы можете придать своему дому любой, даже самый немыслимый оттенок. Но несмотря на отсутствие жестких правил в отношении выбора цвета существует определенная система, можно даже сказать закономерность. Речь идет о восприятии цвета человеческим глазом. Основываясь на физиологических аспектах человеческого зрения, различают следующие основные схемы:
 
Одноцветная — предполагает использование различных оттенков одного и того же цвета. Например, стены дома — в светло-синих, а декоративные элементы — в темно-синих тонах;
 
Смешанная — цвета используются хотя и разные, но очень близкие в цветовом спектре. Например, синий, сине-фиолетовый и сине-зелёный. Очень удачным в этом случае считается варьирование разной глубины и интенсивности цвета;
 
Дополнительная — отделку в этом стиле можно назвать "противоречивой", т. к. используются взаимно противоположные цвета спектра: красный и зеленый, желтый и фиолетовый и т. д. Необходимо выделить один яркий цвет, а другой сделать приглушенным — это позволит избежать конфликта цветов;
 
Трехцветная — здесь подразумевается использование трёх цветов, равноудаленных друг от друга в спектре. Например, желто-оранжевый, сине-зелёный и красно-фиолетовый. Как и в "дополнительной" схеме, рекомендуется выделить "основу", а оставшиеся два цвета приглушить.
 
Есть и универсальные формулы "эстетичности" дома — так называемые классические цвета. Использование белого, бежевого, персикового или любого нейтрального цвета в сочетании с более темным оттенком декоративной отделки будет выглядеть особенно изящно.
 
Цвет, как и свет, относится к наиболее функциональным декоративным элементам. С его помощью можно зрительно изменить размер, форму и стиль как целого дома, так и отдельно взятого помещения.
 
Черный и белый, синий и фиолетовый зрительно увеличат комнату.
 
Красный, оранжевый, желтый помогут сделать большое помещение с малым количеством мебели меньше и уютнее.
 
Кроме того, дизайнеры уверены, что у каждого цвета свой "характер", которым во многом и определяется область его применения.
 
Красный цвет, например, у многих народов издавна ассоциируется с богатством, роскошью. Он воспринимается как символ шумного общения, суеты. Правильно подобранные оттенки красного хорошо смотрятся в холле, кухне, детской, гостиной. Если помещение оформлено в холодных тонах, вкрапления красного сделают комнату более уютной.
 
Оранжевый цвет недаром ассоциируется у нас с апельсином. Он означает теплоту, бодрость, радость.
 
Желтый цвет очень "теплый". Если квартира расположена на северной стороне, подойдут такие рисунки паркета, как "ясень", "вишня", "дуб", "клен", "ольха". Они создадут впечатление, что комнаты "веселые", солнечные, даже если в действительности солнце к вам редко заглядывает.
 
Зеленый цвет действует успокаивающе. Его хорошо использовать в оформлении интерьеров больших и светлых помещений. В оформлении офисов дизайнеры рекомендуют применять темные оттенки сине-зеленого.
 
Голубой цвет — цвет неба, простора, воздуха, свободы. Глубокий синий цвет дает ощущение покоя. Эти цвета будут хороши для спальни.
 
Серый цвет считается универсальным. Он может гармонировать почти со всеми остальными цветами. Серый цвет имеет множество оттенков и является прекрасным фоном. Он спокоен, нейтрален. Но все-таки его лучше использовать в сочетании с другими цветами.
 
Спокойные, сдержанные тона являются идеальным фоном для ценных и дорогих вещей. Например, на светло-сером фоне прекрасно будут выглядеть солидная мебель и красивая картина. Маленькую комнату зрительно можно расширить, применяя светлые, но холодные цвета окраски. Светло-салатный, серебристо-серый, светло-голубой зрительно увеличат размеры помещения. Главное при выборе цвета помнить, что он должен сочетаться с цветом стен и обивкой мебели.
 
Более светлый, чем стены, оттенок потолка сделает его высоким. Квадратная комната будет выглядеть чуть вытянутой, если выкрасить одну из ее стен в контрастирующий, по отношению к основному, цвет. А чтобы расширить узкую и длинную комнату, покрасьте две смежные стены в насыщенный цвет, две другие — на тон светлее.
 
 
Таблица сочетаемости цветов
 
 
 
Достижение гармонии в декоративном оформлении интерьера невозможно без правильного подбора цветовой гаммы. Хорошим помощником домашнему мастеру станет таблица сочетаемости цветов.
 
 
Примеры сочетаний цветов:
 
Красный — зеленый, серый, синий
 
Малиновый — жемчужно-серый, розовато-лиловый
 
Темно-красный (бордо) — черный, темно-голубой, беж
 
Алый — светло-голубой, зеленый
 
Густо-розовый — различные оттенки голубого
 
Коричневато-розовый — голубой, кремовый
 
Бледно-розовый — салатный, бледно-сиреневый, голубой
 
Оранжевый — фиолетовый, бледно-голубой, ярко-синий
 
Салатно-желтый — бледно-розовый, серовато-голубой
 
Желтый — фиолетовый, голубой, зеленый
 
Бледно-желтый — светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зеленый
 
Золотистый — светло-серый, зеленый, темно-красный
 
Темно-зеленый — коричневый, беж
 
Серо-зеленый, цвет морской волны — васильковый, оранжевый
 
Бледно-зеленый — розовый, темно-зеленый, лиловато-розовый
 
Синий — желтый, песочный, оранжевый
 
Серо-голубой — бордо, серый
 
Бледно-голубой — бледно-сиреневый, бледно-желтый
 
Темно-лиловый — оранжевый, серый
 
Фиолетовый — светлые и темные оттенки зеленого
 
Бледно-сиреневый — зеленый, серый, розовато-лиловый
 
Розовато-лиловый — изумрудно-зеленый, темно-красный, коричневый
 
Коричневый — оранжевый, красный, беж
 
Серый — фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый
 
 
Маркировка лкм
 
 
В соответствии с ГОСТ 9825-73 для ЛКМ принят следующий тип маркировки:
 
1 и - 2 – 3 4 и 5
 
Маркировка состоит из букв и знаков. Для красок, эмалей, порошковых красок, грунтовок и шпатлёвок используют 5 групп обозначений, для лаков — 4 группы.
 
Первая группа знаков
1 и -2 –3 4 и 5
 
обозначает собственно название вида ЛКМ: "лак", "краска", "эмаль", "грунтовка", "шпатлёвка" и записывается словами.
 
 
Вторая группа знаков
1 и - 2 – 3 4 и 5
 
указывает на химическую сущность плёнкообразующего вещества (индекс связующего).
 
Для ряда лакокрасочных материалов перед второй группой знаков ставится индекс (и), определяющий разновидность материала (одна или две прописные буквы).
 
Индекс от второй группы знаков отделяется тире. Между второй и третьей группой знаков ставится также тире.
 
1 и - 2 – 3 4 и 5
 
П — порошковая краска
 
Э — водоэмульсионная
 
Б — без растворителя
 
В — водоразбавляемая
 
ОД — органодисперсионная
 
ВД — водно-дисперсионные
 
 
 
Третий знак
1 и - 2 – 3 4 и 5
 
указывает на рекомендуемую область использования лаков, красок и эмалей и представляет собой одну цифру, отделяемую от предыдущей группы знаков тире.
 
1
Атмосферостойкие
 
Покрытия, стойкие к атмосферным воздействиям в различных климатических условиях, эксплуатируемые на открытых площадках
2
Ограниченно атмосферостойкие
 
Покрытия, эксплуатируемые под навесом и внутри помещений отапливаемых и не отапливаемых помещений в различных климатических условиях
3
Консервационные
Лакокрасочные покрытия, применяемые для временной защиты окрашиваемой поверхности в процессе производства, транспортирования и хранения изделий. Перед вводом изделия в эксплуатацию консервационное покрытие, как правило, удаляют.
4
Водостойкие
Покрытия, стойкие к действию пресной воды и ее паров, а также морской воды
5
Специальные
 
Покрытия, обладающие специфическими свойствами; стойкие к рентгеновским и другим излучениям, светящиеся, терморегулирующие, противообрастающие, для пропитки тканей, окрашивания кожи, резины, пластмасс, гигиенические, противоскользящие и т. д.
6
Маслобензостойкие
Покрытия, стойкие к воздействию минеральных масел и консистентных смазок, бензина, керосина и других нефтяных продуктов.
7
Химически стойкие
Покрытия, стойкие к воздействию кислот, щелочей и других жидких химических реагентов или их паров
8
Термостойкие
 Покрытия, стойкие к воздействию повышенных температур
9
Электроизоляционные и электропроводные
 Покрытия, подвергающиеся воздействию электрических напряжений тока, электрической дуги и поверхностных разрядов; покрытие обладает высокими электроизоляционными свойствами.
 
Отнесение лакокрасочного материала к определенной группе по наиболее характерному признаку не исключает возможность его применения по другой группе, указанной в таблице.
 
Цифра «0» обозначает, что материал является грунтовкой, а два нуля "00" — что это шпатлёвка.
 
® Исключение для масляных (МА) красок: Если перед третьим знаком стоит "0" — это означает, что краска пастообразная (густотёртая).
 
Четвёртая группа знаков
1 и - 2 – 3 4 и 5
 
обозначает порядковый номер, присвоенный данному материалу органами государственной регистрации. Она может состоять из одной, двух или трёх цифр, которые присоединяются к первой цифре (или двум нулям) без разделительного знака.
 
® Исключение для масляных (МА) красок: четвёртая группа знаков обозначает не порядковый номер, а вид олифы, на котором приготовлена краска:
 
1. Олифа натуральная
 
2. Олифа оксоль
 
3. Олифа глифталевая
 
4. Олифа пентафталевая
 
5. Олифа комбинированная
 
 
 
® Если в масляной краске находится пигмент только одного вида, то вместо слова "краска" указывается название этого пигмента.
 
После порядкового номера допускается добавлять необязательный буквенный индекс (1-2 прописные буквы), характеризующий некоторые особенности материала. Индекс записывается через интервал после порядкового номера.
 
1 и -2– 3 4 и 5 ХС — холодная сушка (обычная температура)
 
ГС — горячая сушка
 
ПГ — пониженная горючесть
 
НГ — негорючая
 
М — образует матовое покрытие
 
ПМ — образует полуматовое покрытие
 
ВЭ — содержит воду, эмульгированную в полимере
 
 
 
 
 
Пятая группа знаков
 
Рекомендуется ГОСТом, определяет цвет лакокрасочного покрытия и записывается словами.
 
1 и -2 – 3 4 и 5
 
 
 
Примеры:
 
"Грунтовка ГФ-0119" — материал на глифталиевом связующем, предназначенный для грунтования, порядковый номер 119.
 
"Краска МА-11 синяя" — масляная краска синего цвета, приготовленная на натуральной олифе и предназначенная для наружных работ.
 
"Краска МА-22 голубая" — масляная краска голубого цвета, приготовленная на олифе оксоль и предназначенная для внутренних работ.
 
"Краска МА-025 зелёная" — масляная краска зелёного цвета, пастообразная (густотёртая), приготовленная на комбинированной олифе и предназначенная для внутренних работ.
 
"Белила титановые МА-25" — масляная краска, приготовленная на комбинированной олифе, с использованием одного указанного пигмента, для внутренних работ.
 
"Эмаль ПФ-218 ХС" — пентафталевая эмаль, предназначенная для внутренних работ, порядковый номер 18, высыхающая при обычной температуре.
 
"Краска П-ВЛ-212" — порошковая краска, связующим в которой является поливинилбутираль, предназначенная для внутренних работ, порядковый номер 12.
 
"Краска Э-ВА-17" — краска водоэмульсионная, связующее – поливинилацетат, предназначена для наружных работ, порядковый номер 7.
 
 
инструменты
 
 
 
Отличные кисти, валики и аппликаторы наносят краску более тонким и ровным слоем, в отличие от дешевых инструментов, что определяет прекрасный внешний вид и долгую службу покрытия, с одной стороны, и умеренный расход краски – с другой. К тому же, хорошие инструменты облегчают и ускоряют сам процесс нанесения краски.
 
Выбор и количество инструментов зависят от типа проводимых вами работ и типа краски. Ведь для каждой краски существует своя кисть. Так, например, работая с алкидными и масляными красками, вы можете использовать кисти, как из натурального волоса, так и из искусственного. При нанесении же эмалей кисти из натуральной щетины предпочтительнее. Латексные краски следует наносить исключительно кистями из искусственного волокна. Они лучше сохраняют свою форму и остаются упругими независимо от содержания воды в краске. Высококачественные кисти из полиэфирных волокон довольно дороги, но они того стоят и при правильном хранении и очистке служат годами, не теряя своих качеств.
 
Выбор качественной кисти
 
Современные производители предлагают покупателю огромный выбор различных кистей. Но как определить их качество? В первую очередь обратите внимание на щетинки. Они должны:
 
  • быть достаточно упругими, чтобы легко возвращаться к исходной форме;
  •  
  • быть короче по краям и длиннее в центре, что обеспечивает контроль над распределением краски;
  •  
  • быть, по меньшей мере, в 1,5 раза больше по длине, чем по ширине: например, если ширина кисти 50 мм, то длина щетинок должна быть не менее 75 мм.
 
И напоследок проведите простой тест: потяните щетину кисти, и если при этом выпадет больше двух щетинок, кисть сделана плохо. Разумеется, хорошую кисть очень удобно держать в руках.
 
Выбор валика
 
В отличие от кистей валики значительно ускоряют и облегчают работу, особенно при окраске больших площадей. Они просто незаменимы при отделке шероховатых поверхностей, таких, как штукатурка или бетон. Также, как и в случае с кистями, валики для нанесения латексной краски должны быть изготовлены из синтетического материала, масляные и алкидные краски можно наносить валиком как из натурального, так и синтетического волокна. Важный фактор при выборе валика – длина ворса. Общее правило таково: гладкие поверхности надо красить валиком с коротким ворсом, шероховатые – с длинным.
 
 
Рекомендации по окраске
 
Подготовка поверхности к окраске — это едва ли не самый важный момент в проведении окрасочных работ. Для того чтобы краска ложилась ровно и долго радовала глаз, необходимо заранее учесть некоторые моменты.
 
 
Очистка поверхности
 
Итак, перед тем как начать "малярничать", необходимо тщательно очистить поверхность от любых посторонних веществ: грязи, пыли, плесени и остатков старой краски. В большинстве случаев очистка подразумевает мытье с последующим смыванием моющих средств, которые, кстати, тоже могут ухудшить адгезию краски. Самый проверенный, дешевый и эффективный способ, мытье вручную при помощи щетки с длинной ручкой и мыльной воды, хотя можно использовать и специальные моющие составы. Начинать следует сверху и постепенно спускаться вниз. Конечно же, для ускорения процесса вы можете использовать специальное моющее оборудование. Специальные машины создают направленную струю воды под давлением, что просто незаменимо при подготовке к окраске больших и сильно загрязненных поверхностей, особенно если они покрыты такими трудновыводимыми веществами, как жир, сажа и соли.
 
Удаление плесени
 
Плесень бывает черного, синего или темно-коричневого цвета. К сожалению, этот грибок можно обнаружить где угодно, но чаще всего в затемненных местах: на карнизе, на крыльце, на северной стороне дома. Правильная подготовка поверхности подразумевает полную очистку от плесени, и если вы не можете определить, где стена загрязнена, а где покрыта плесенью, проведите простой тест. Нанесите на пятно несколько капель отбеливателя. Если по прошествии нескольких минут пятно исчезло, то это, скорее всего, плесень. Способ ее удаления зависит от выбранного вами способа очистки поверхности: при ручной мойке добавьте в раствор отбеливатель из расчета 1:3. Полученную смесь нанесите на поверхность и оставьте на 15 минут, после чего тщательно смойте. Этого времени вполне достаточно, чтобы убить плесень. Если поверхность сильно заражена грибком, то лучше применить специальный антисептик, который действует эффективнее, чем домашний отбеливатель. При машинной мойке применяются специальные растворы, рекомендованные производителями лакокрасочной продукции.
 
Удаление осыпающихся частиц краски
 
Довольно часто окрашенные поверхности представляют собой своеобразную "рельефную" карту. Это еще один результат того, что поверхность не подвергалась в свое время должной "предкрасочной" обработке. Поэтому отшелушивающиеся и осыпающиеся частицы краски, которые могут остаться даже после мытья, необходимо соскрести, а поверхность зашкурить. С больших поверхностей краску лучше всего удалять скребком, специальные наконечники пригодятся в углах и труднодоступных местах.
 
Кстати, шлифование необходимо не только тогда, когда вы имеете дело с осыпающейся краской. Определенные типы поверхностей, перед нанесением краски также требуют шлифовки. Например, незаменима шлифовка для глянцевых поверхностей, чтобы краска должным образом сцеплялась с поверхностью. Сделать это можно при помощи шлифовального камня, жидкого шлифователя или стальной ваты. В данном случае вместо шлифовки можно использовать специальную адгезионную грунтовку.
 
Требует шлифования и неокрашенная древесина, которая подвергалась воздействию окружающей среды. После обработки ее необходимо зачистить кистью и покрыть грунтовкой.
 
Особо следует заметить, что удаление краски может потребоваться и при безупречно покрашенных стенах, например в том случае, если старая и новая краски несовместимы.
 
Ремонт
 
Перед очисткой не забудьте проверить качество и целостность поверхности. Если имеются повреждения, необходимо произвести ремонт, а поврежденные боковые панели, плинтуса и оконные рамы должны быть заменены или отреставрированы. Трещины и выбоины необходимо загрунтовать и залить водоразбавляемым акриловым или силиконакриловым герметиком (силиконовые герметики красить нельзя). Для этих же целей можно использовать шпатлевку или аналогичные ей заполнители. Особое внимание следует уделить:
 
  • местам, где стеновые панели стыкуются с оконными рамами и дверными косяками;
  •  
  • углам, где стыкуются стеновые панели;
  •  
  • местам, где стеновые панели граничат с каменной поверхностью;
  •  
  • местам вокруг вентиляционных решеток и прочих отверстий для водопроводных труб, проводки и кабелей.
 
Итак, поверхность подготовлена. Но чтобы получить максимальный эффект от использования качественной краски, хорошо подготовленной поверхности явно недостаточно. Важно наносить материалы хорошими, а главное, подходящими инструментами.
 
 
Рекомендации по окраске
 
 
 
За многовековую историю применения лаков и красок определились разнообразные способы их нанесения на поверхность. Первоначально применяли исключительно ручные способы окраски: кистями, тампонами, валиками. С увеличением масштабов потребления ЛКМ и расширением их ассортимента совершенствовались и способы окраски.
 
Однако при этом обязательным условием является обеспечение соответствующих технологических режимов нанесения ЛКМ на поверхность, которые сказываются на снижении потерь материалов, уменьшении энергетических и других затрат, улучшении качества покрытий.
 
В нормативно-технических документах на ЛКМ независимо от времени года рекомендуют нанесение краски на поверхность при температуре +20/-2°С, при которой определяют некоторые важные потребительские свойства покрытий (время высыхания, расход и др.). Однако в числе способов окраски наиболее распространенным является распыление ЛКМ при нагретом состоянии, при низком давлении, при высоком давлении (безвоздушное распыление) и др. В бытовых условиях ЛКМ можно наносить также кистью или валиком.
 
А что происходит с пленкой лакокрасочного покрытия при нагревании и охлаждении? При нагревании могут протекать химические реакции: полимеризация, поликонденсация, а также термоокислительная деструкция. При охлаждении никаких химических реакций не протекает, но полимер переходит в стеклообразное состояние, т. е. делается хрупким. Хрупкая пленка может легко разрушиться даже при небольшой вибрации, ударах или под действием внутренних напряжений, возникших в пленке в результате разности термических коэффициентов линейного расширения пленки и подложки.
 
Вот пример, иллюстрирующий сказанное. При окраске подоконника глифталевой эмалью получилась ровная глянцевая поверхность. Зимой окно часто приоткрывали, и морозный воздух, попадавший в комнату, охлаждал определенный участок подоконника. Через три года на глянцевой поверхности эмали в том месте, куда попадал холодный воздух, появились трещинки, покрытие стало шелушиться. На остальной части подоконника покрытие осталось без изменений.
 

Взято с сайта webremont.ru "Частные предприниматели Москвы" 



Рекомендовать запись
Оцените пост:

Показать смайлы
 

Комментариев: 2320 Стр.  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Продвижение ваших сайтов! Рассылка вашей рекламы по другим сайтам!Получи много клиентов! И заработай на этом. Для заказа пройдите на сайт и обратитесь по контактам. сайт: http://progoni-xrumer.ru

Стр.  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 




Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вск
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ОБОЗ.ua